Показ экзаменационных работ состоится 5 апреля 2021 года в 16:20 московского времени в том же MS TEAMS канале, где был экзамен. Оценки по курсу можно посмотреть в журнале в конце данной страницы.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ (доступны за 15 минут до начала экзамена):
Билет №151 (резервный)
НОМЕР ВАШЕГО ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ (доступно за 15 минут до начала экзамена):
БММ 191 – БММ 192
Решение задач №1 и №2 экзаменационного билета должно быть оформлено в виде одного файла Excel, в котором должны находиться решения обеих задач. Файл должен содержать подробные алгоритмы решений задач и необходимые пояснения. Файл, содержащий решения задач, следует отправить экзаменатору электронной почтой в два следующие адреса: mail@macrotrends.ru и iulyanov@hse.ru . В наименовании отправленного экзаменатору файла должны быть указаны фамилия студента и номер экзаменационного билета, например Ivanov-19. При определении оценки за экзамен веса каждой из двух задач одинаковы. Продолжительность экзамена – два астрономических часа. Направленная экзаменатору электронная почта, содержащая решения обеих задач, отправленная позже, чем через два часа с момента начала экзамена, будет расцениваться как отправленная с опозданием, и по таким экзаменационным работам (то есть, отправленным с опозданием) будет проводиться соразмерное снижение оценки. После отправки экзаменационной работы экзаменатору студент должен дождаться получения уведомления от экзаменатора о том, что экзаменационная работа студента получена, и полученные файлы нормально открываются. Для каждого студента номер экзаменационного билета определен случайным образом путем генерации случайных чисел (файл, в котором определены номера билетов, находится здесь).
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ:
- Тема 1. Статистика как наука о методах сбора, обработки и интерпретации данных в качестве основы для выводов
- Тема 2. Описательные статистики
- Тема 3. Индексы
- Тема 4. Введение в анализ временных рядов
- Тема 5. Общее представление о выборочном методе статистического наблюдения
- Тема 6. Статистическое наблюдение производства: элементы, общеэкономические переменные и методы наблюдения
- Примеры вопросников: Россия, Казахстан, США
- Тема 6. Статистическое наблюдение производства: элементы, общеэкономические переменные и методы наблюдения – Продолжение
- Тема 7. Особенности статистического наблюдения производства в ключевых отраслях экономики
- Тема 8. Статистическое наблюдение инвестиций и инноваций
- Тема 9. Статистическое наблюдение переменных, характеризующих финансовые результаты и финансовое состояние бизнеса
- Тема 10. Агрегация переменных микро-экономического уровня в систему национальных счетов
- Тема 10. Агрегация переменных микро-экономического уровня в систему национальных счетов – Продолжение
- Тема 11. Статистический анализ конкурентоспособности и концентрации экономики. Проблемы современной статистики, порожденные глобализацией экономики
- Тема 12. Организации статистики производства и его результатов в России и других странах
Материалы к семинарам
Практические задания (решения по всем практическим заданиям должны быть представлены в письменном виде или в виде файла)
Задание № 1 (по теме «Статистика как наука о методах сбора, обработки и интерпретации данных»). Данные для выполнения задания раздаются на семинаре, студенту необходимо определить, по какой шкале измерены эти данные, и объяснить свое решение. Длительность выполнения задания – до 20 минут.
Задание № 2 (по теме «Описательные статистики»). По назначенному для Вас варианту данных постройте гистограмму, используя пакет Excel (для вариантов AL гистограмму необходимо построить только для переменной “среднемесячная заработная плата”). Варианты исходных данных находятся в конце настоящей страницы. Исчислите описательные статистики:
Для вариантов АK1 – АK30:
- – для переменной «численность работников» определите среднюю арифметическую, медиану и 70-ю процентиль,
- – для переменной «оборот» рассчитайте вариацию и стандартное отклонение, определите второй дециль,
Для вариантов АK31 – АK60:
- – для переменной «численность работников» определите скошенность и 40-ю процентиль,
- – для переменной «оборот» рассчитайте коэффициент вариации, определите третий дециль,
Для вариантов АK61 – АK100:
- – для переменной «численность работников» определите стандартное отклонение и межквартильный размах,
- – для переменной «оборот» рассчитайте вариацию и 35-ю процентиль,
Для вариантов АL1-AL15:
– для переменной «среднемесячная заработная плата» вычислите среднемесячную заработную плату для всей (генеральной) совокупности, определите первую квартиль.
Для вариантов АL16-AL30:
– для переменной «среднемесячная заработная плата» вычислите среднемесячную заработную плату для всей (генеральной) совокупности, определите третью квартиль.
Для вариантов АL30-AL50:
– для переменной «среднемесячная заработная плата» вычислите среднемесячную заработную плату для всей (генеральной) совокупности, определите шестой дециль.
Преподавателю представляется файл Excel, содержащий выполненное задание. Длительность выполнения задания – 80 минут. Необходим компьютер с пакетом Excel.
Задание № 3 (по теме «Индексы»). Перечень вариантов находится здесь. Исходные данные находятся здесь. Длительность выполнения задания – до 80 минут. Необходим компьютер с пакетом Excel.
Задание № 4 (по теме «Временные ряды»). По назначенному для Вас варианту данных проведите сезонную корректировку временного ряда по алгоритму X-11, используя пакет Excel, определите сезонную и трендовую составляющую. Перечень всех вариантов находится здесь. Исходные данные находятся здесь. При выполнении задания выполните те и только те шаги, которые рассмотрены в лекции 4. Игнорируйте шаги, связанные с обработкой выбросов (считайте, что выбросов нет). Результаты изобразите графически. Преподавателю представляется файл Excel, содержащий выполненное задание. Это задание домашнее ИЛИ практическая работа на семинаре.
Пример решения простейших задач
Другой пример решения простейших задач
Еще один пример решения простейших задач
Задание № 5 (по теме «Выборочный метод статистического наблюдения»). По назначенному для Вас номеру варианта AK постройте гистограмму распределения частот наблюдаемых значений переменной. В зависимости от характера гистограммы определите размер выборки (n=30, n=40 или n=50). Извлеките простую случайную бесповторную выборку объемом n, используя пакет Excel. Для полученной выборочной совокупности исчислите выборочную среднюю 𝑥̅, на основе полученного значения оцените величину наблюдаемой переменной для всей (генеральной) совокупности. Рассчитайте процент отклонения полученной оценки от истинного агрегированного значения переменной в генеральной совокупности. Кратко объясните полученный результат. Перечень вариантов AK находится в конце настоящей страницы. Преподавателю представляется файл Excel, содержащий выполненное задание.
Упражнение для подготовки к выполнению задания 5
Задание № 6 (по теме «Статистическое наблюдение производства: элементы, общеэкономический переменные и методы наблюдения»). Варианты задания раздаются на семинаре. Каждый вариант содержит описание одного эпизода хозяйственной жизни производственной единицы и значения переменных, характеризующих этот эпизод. Студенту необходимо определить, как изменится валовая добавленная стоимость производственной единицы в результате осуществления хозяйственных операций, составляющих указанный эпизод. Решение задачи должно быть выражено числом и снабжено необходимыми пояснениями. Длительность выполнения задания – 35 минут.
Примеры речения задач
Задачи для решения на семинаре
Задание № 7 (по теме «Статистическое наблюдение производства: элементы, общеэкономический переменные и методы наблюдения»). Студентам необходимо составить вопросник для статистического наблюдения малых предприятий (промышленных или торговых), включающий наиболее необходимые из тех переменных, которые были рассмотрены в лекции № 6. Учитывая, что от малых предприятий должен собираться лишь ограниченный набор данных, вопросник не может содержать более 20 переменных для малых предприятий и 15 переменных для микро-предприятий. Задание выполняется в аудитории, для его выполнения студенты объединяются в рабочие группы по 5 человек. Длительность выполнения задания – до 80 минут.
Задание № 8 (по темам «Статистическое наблюдение инвестиций и инноваций» и «Статистическое наблюдение переменных, характеризующих финансовые результаты и финансовое состояние бизнеса»). Студентам необходимо составить вопросник для статистического наблюдения малых предприятий (промышленных или торговых), включающий наиболее необходимые из тех переменных, которые были рассмотрены в лекциях №№ 8 и 9. Учитывая, что от малых предприятий должен собираться лишь ограниченный набор данных, вопросник не может содержать более 20 переменных для малых предприятий и 15 переменных для микро-предприятий. Задание выполняется в аудитории, для его выполнения студенты объединяются в рабочие группы по 5 человек. Длительность выполнения задания – до 80 минут.
Задание № 9 (по теме «Агрегация переменных микро-экономического уровня в Систему национальных счетов»). Варианты задания раздаются на семинаре. Каждый вариант содержит описание одного эпизода хозяйственной жизни институциональной единицы и значения переменных, характеризующих этот эпизод. Студенту необходимо определить, какие записи в счетах институционального сектора должны быть сделаны в результате осуществления институциональной единицей хозяйственных операций, составляющих данный эпизод. Задача решается путем заполнения цифрами прилагаемого шаблона. Длительность выполнения задания – 35 минут.
ВАРИАНТЫ ДАННЫХ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА